Я коллекционирую спектакли Ибсена.
Вообще-то громко сказано, видела два- "Женщину с моря" в МХТ и "Серебряные колькольчики", по "Йону Габриэлю Боркману", в театре Российской армии, в прошлое воскресенье.
Некоторые впечатления.
читать дальше
Сначала о театре. Он мне нравится, за то, что большинству, наверное, не нравится- громоздкость, стиль помпезных конюшен, огромные пыльные зеркала, которые оглядывают тебя свысока, с головы до ног, за то, что в малый зал приходится подниматься на пятый этаж по растрескавшимся от времени (или солдатских сапог?), по-домашнему неопрятным лестницам, на подходе к залу покрытым вытертыми, когда-то красными дорожками с застрявшими меж ниток соломинками из веника. Нравится малый зал, и вправду малый, заполненный запахом, какой, наверное, мог бы стоять в гостиной престарелой дамы с камеей у кружевной стоечки и в перчатках на высохших руках, у которой горничная умерла от старости.
Там люстры похожи на хрустальные розы- букет из нескольких небольших и одной крупной, а кресла обиты серым бархатом, похожим на время. Там я когда-то смотрела "Сердце не камень", малый зал был заполнен в лучшем случае на четверть, а на сцене был любимый Островский и Эраст в исполнении актера, как две капли воды похожим на мою давнишнюю любовь.
Особенности спектакля- продолжение особенностей театра... Когда две актрисы на сцене начали разговаривать полупридушенными голосами, а одна из них при этом еще демонстрировала пластику в духе древнегреческой трагедии, я было переполошилась. Но потом, по мере погружения в Ибсена, условность и экспрессивность старой театральной школы отошли на второй план, проступили яркие, символичные характеры, обнаружился точный и мастерски скупой рисунок спектакля...
Всего семь действующих лиц. Боркман, сын рудокопа, бывший директор банка, разорившийся, отсидевший в тюрьме и уже много лет не покидающий свою комнату, но одержимый идеей освободить томящиеся под землей сокровища.
Его жена Гунхильд, не простившая мужу позора и разорения, не видевшая его ни разу со дня его освобождения- живя с ним в одном доме.
Ее сестра Элла, которую Боркман когда-то покинул ради Гунхильд; теперь они вынуждены жить в доме, принадлежащем ей...
Фолдал, неудавшийся поэт, он когда-то потерял из-за Боркмана все, что имел, но остался единственным его другом. ( "Я верил в тебя, потому что ты верил в меня... В этом и есть смысл дружбы.")
Эрхарт, сын Боркмана, Фрида, дочь Фолдала.
Фанни Вильтон, в которую влюблен Эрхарт.
Это предпоследняя пьеса Ибсена, и все его постоянные темы собраны здесь: проблемы творчества, власти и капитала, предательства, любви и семьи. Ибсен принадлежал той эпохе, когда следовало быть занимательным рассказчиком, и в этом он на высоте: любовные треугольники, страшные тайны и неожиданные повороты судьбы,- людям всегда будет это нравиться.
Но все же на определенном моменте действия он поднимается до чистого символизма: за душу юного Эрхарта борются не просто его родные, но грозные, противоречивые силы: в лице Гунхильд- Честь и Гордыня, Боркман олицетворяет Труд и Власть, Элла требует Самопожертвования...
А он хочет просто жить. Он видит перед собой красивую женщину, влюбленную в него, и в ее глазах- весь мир, открытый и прекрасный, полный музыки, света и надежд. Он хочет быть счастливым. На час, на день, на год,- сейчас все равно. И уходит на зов серебряных колькольчиков, обещающих счастье.
Дальний план сцены оформлен, как огромное окно, из которого в темный дом Боркмана, словно в подземелье, льется скупой свет ночного снега. В конце концов холод убьет Йона Габриэля- не снег, а холод изнутри, из таинственных, так и не разработанных им сокровищниц души. Сестры помирятся- с исчезновением единственного человека, которого они любили и единственного смысла, который они знали, разногласия потеряют значение.
Останется безмолвный покой долгой зимней ночи. И далекий отзвук серебряных колокольчиков.
В жизни каждого человека раздаются колокола судьбы. Но не всякий способен услышать их... (с)
Так что я разделяю ваши сферы влияния...
Ты меня успокоила
Но по сравнению с тобой, моя дорогая... (блин, как звали того уездного доктора, который "на фортепьянах играют" говорил?!- совсем из ума выжил!)- Печкин из Простоквашино тогда!
В последнее время я обленилась и после спектаклей их почти не пишу...
А поставил этот спектакль, кстати, Бурдонский, сын Василия Сталина. Очень талантливый человек. Не знаю, к чему это я... К интересным людям, что ли.
Чеховский доктор? Из "Ионыча"? Старцев. Но ты на него не похож.
Почтальон Печкин...
Вот за что тебя, красавица, ценю и уважаю- Старцев, конечно!... ну, надо же...
сейчас мурлыкать начну