Питер Хёг.
Путешествие в сердце тьмы.
Мы храним в себе все чудеса,
которые ищем вне себя: вся Африка и все ее загадки
есть в нас самих.
Сэр Томас Браун via Э. Маккормак.
В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне.
Эпиграф к некрасовской "Железной дороге".
читать дальшеЯ приступала к Хёгу с некоторым трепетом: а ну как не понравится?
Но "Ночные рассказы" прекрасны.
Первый из них, "Путешествие в сердце тьмы" странно созвучен тематике и образам Маккормака. Если проза канадца- ярко-кинематографична, крупнозерниста и отчетлива, как нота, взятая уверенной рукой, то письмо Хёга более камерно, скорее театрально и пастельно, но они настолько созвучны, что могли бы сложиться в аккорд.
Один из основополагающих принципов Макормака выражен в приведенной им цитате Брауна. Все экзотические пути и открытия его героев есть процесс и результат путешестивий в пределах собственной души.
"И вот ты путешествуешь, по Азии, по Южной Америке, вверх по реке Конго, и это... это... путешествие внутрь самого себя..."- это уже Хёг, та же мысль, тот же вечный путь.
Отчего такое созвучие? Ответ рядом: "И приходит день, когда ты уже все увидел, когда ты добрался до... стены во Вселенной, дальше уже идти некуда... Но остается еще что-то непонятое, в глубине человеческой души все еще есть белые пятна..."
Общее в том, что это письма времени, когда человек стоит на пороге: экстенсивный путь развития, вширь, к границам осязаемой Вселенной, исчерпывает себя, предыдущая дверь закрывается, а следующая еще не открылась. И вот он стоит, упершись лбом в стеклянную стену исследованного мира, и смотрит, как падают в пустоту снежинки, листья и надежды, и знает, что теперь предстоит идти уже внутрь, но этот путь, в темную бездну, пугает, вызывает головокружение и видение изменчивых призраков...
И человек разговаривает с самим собой и теми, кто согласен его слушать, долгими, сомнамбулически покачивающимися периодами, гипнотическими, как ход поезда, идущего в самое сердце тьмы.
Внешняя сторона рассказа до странного напоминает некрасовскую "Железную дорогу"- интересно, читал ли Хёг русскую классическую поэзию? Наивный мальчик и двое дедушек, один из которых- генерал, едущие по дороге, выстроенной на костях.
Его Величество бельгийский король при открытии железной дороги посвящает ее искренности, и со стуком колес о рельсы герои пытаются выяснить, кто же таков каждый из них.
Мальчик- математик-вундеркинд, которого на границе юности подкосило соображение, что жизнь и человеческую душу не удастся объяснить с помощью стройного цифрового выражения; генерал, национальный герой проигравшей войну Германии, ныне почетный военнопленный; престарелый писатель, правдоискатель и по совместительству торговец оружием.
Тут следует оригинальная теория о маске, которую носит каждый человек, как о единственно правдивом свидетельстве о нем. Маска искренна и красноречива. Беда лишь в том, что маска прирастает к человеку, а он не может позволить себе стать с ней одним целым.
Ближе к финалу материализуется четвертый герой- сама Черная Африка, персонифицированная в образе девушки-террористки (у Некрасова тоже был четвертый, а вернее, первый, герой, тоже собирательный- многострадальный русский народ; надо сказать, черные призраки выглядят куда более действенными, чем белесые).
К чему же мы придем, то есть куда же мы приедем?
Конечно, в никуда.
Маккормак в "Летучем голландце" рассказывает об антигеографах XVI века- они предлагали запретить дальнейшие географические открытия, ибо человеку гораздо лучше думать, что есть прекрасные, обетованные земли, чем снова и снова убеждаться, что место, куда ты стремился, ничем не отличается от того, откуда ты бежал.
Ибо все движение стремится не прочь, а внутрь, как водоворот.
И ты вновь стоишь, смотря на свое собственное отражение на стеклянной стене, и думаешь об искренности, о масках, о других людях, чьи отражения рядом- и недостижимо далеко, и хочешь закрыть глаза. А что лучше помогает закрыть глаза и забыть о боли падения в реальность, чем переплетения слов, волшебные, заговаривающие. На какое-то время ты будешь счастлив от того, что кто-то просто поставил слова в определенном порядке.
Поезд пойдет под откос, оставив нас в самом сердце тьмы.
@темы:
датская литература,
Книги
Знаешь, в точке зрения антигеографов есть доля разумности.
А вы, случайно, не в электронном виде читали?
Я очень ищу первый рассказ, но нигде не могу найти целиком.
Я читала бумажную книгу, а теперь хотела бы переслать текст одному в нем нуждающемуся
Нет, я читала бумажную книгу.
Не думаю, что Хёга реально читать с монитора, но- удачи Вам и нуждающемуся.)
Ну, я и не надеялась. Спасибо )