про хладнокровных,
писалось черт знает сколько времени,
так что совсем остыло
Как-то случился разговор об отстраненности автора по отношению к описываемой им жизни. Вспомнилось в сязи с этим.
Есть такой фильм, "The Passion of Darkly Noon" называется. Достойный образец артхаусного отстоя. Триллер с уклоном в мистику, бьющая наотмашь символика и т.д., и т.п. Я его смотрела из-за Мортенсена. Кроме него, играют Брендон Фрейзер и Эшли Джадд (которая там блондинко, больше она, кажется, этого не делала, и правильно), то есть, актеры хорошие, играют хорошо, но фильму это не спасает.
Краткое содержание таково. Живет в темном-претемном лесу глухонемой, но жутко обаятельный плотник (Мортенсен) с очень привлекательной, но обремененной темным прошлым девушкой (Джадд). Он стругает гробики, она крутится по хозяйству, еще глубже в лесу живет вконец свихнувшаяся мама плотника, промышляющая охотой и больше всего на свете любящая свою охотничью собаку. Но не бывает и в темном лесу покоя, везде жизнь достает. Скажем, в лице неизвестно откуда взявшегося странного парня, зовущегося Даркли Нун (имя и фамилие такое), израненного и измученного, но, к сожалению, не до смерти, потому что, выздоравливая, он начинает демонстрировать несомненные признаки идеологического фанатизма и практического маньячества. Между лесными жителями и Темным Полднем начинаются трения, выливающиеся в поджоги и мочилово.
Не буду заостряться на подробном разбирательстве этой нетленки, поводом для поста было, собственно, то, что мне не понравилось в ней больше всего: абсолютная отстраненность автора по отношению к миру, который он придумал и воплотил. Это жутко неприятно, когда чувствуешь за кадром холодный взгляд через пуленепробиваемое стекло камеры. Если ты снимаешь кино про манька, то мы должны понять, ты его боишься, или ненавидишь, или ты сам маньяк и- "чего нас бояться?" (с) Если ты убиваешь человека в кадре, мы должны понять, что ты по этому поводу испытываешь, и- что ты по этому поводу что-то испытываешь, черт тебя возьми!
Горячечный бред иногда сильно напрягает, но вот хорошо скомпонованный, аккуратно нарезанный и надежно замороженный бред вызывает неприятие. (Конвейерный голливудский ужаспродукт я здесь не беру, это все-таки из другой оперы.)
Но почти из всякого сора можно что-то ценное попереть. В этом фильме плотникова мамаша натаскивала своих собак с помощью такой придумки- она сворачивала из колючей проволоки птичку, одевала ее в перья и заставляла собаку эту дичь ей приносить. Смысл был в том, чтобы собака запомнила- поноску сжимать нельзя, будет больно.
Мой дневник одно время назывался "птица из колючей проволоки". Не в том смысле, что я- птица. Скорее, я была собакой, которая с этой птицей долго имела дело.