По поводу поста  SilverFox.
Хотела написать комментарий, но почувствовала, что тема для меня важная, поэтому утащила ее к себе.

Ребенок- это существо, постоянно нащупывающее границы. Это основное занятие, стремление и, можно сказать, долг. Это растет из биологии. Детеныш познает окружающий мир и свое место в стае, трогая, нюхая, рассматривая, пробуя на зуб все вокруг. Он опускает лапу в воду- бр-р-р, она холодная, но пригодна для питья. Он покусывает самца- получает тяжелой лапой- осторожно, но по носу. Он прихлопывает осу- она сдохла, но его успела ужалить.
Точно так же родительский- или просто взрослого человека- долг по отношению к ребенку- эти границы ему демонстрировать. Иначе маленький человек вырастает с дезориентацией в пространстве. Это трагично. Особенно потому, что этот дезориентированный вырастет, и родит, и передаст дальше свой дефект, усугубляя его все больше.
Волошин писал (неточная цитата): "из грехов убийство- наименьшее, наибольшее- воспитание". А как не воспитывать детей, пусть и в этом есть некая доля насилия? Любое влияние- это насилие. И, как во всех других вопросах, здесь проблема золотой середины. Как влиять, не ломая личность? Но все же сделать так, чтобы человек вырос способным отстоять себя в огромном мире и при этом не представляя опасности для мира? Каждый решает для себя.
Это- простите за глупость сравнения, но я погрязла в общении с животным миром, и сравнение напрашивается само- напоминает мне вопрос одной дамы на дневниках, надо ли будет воспитывать овчарку или достаточно просто любить щеночка. А у щеночка через полгода после рождения клыки длиной в полтора сантиметра, двадцать кило весу и инстинкт хищника. А вокруг найдутся хищники и покрупнее и подичее. Мы как-то были в зоопарке, где в конце коридора с клетками висела табличка с надписью: "А это- самое опасное животное на Земле". И под табличкой стояло зеркало.